Литература

Статья Валерия Бойко, опубликованная в журнале «Бизнес-Образование в Украине» (№ 6, 2005 г., www.bou.com.ua).

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ПОДБОРЕ ЖИВОПИСИ?

Как определить? Как распознать качество? В этом нет особой сложности. С этим может справиться каждый, зная несколько несложных истин.

Живопись. Как романтично звучит это слово. Талант — дар Божий, воплощенный на холсте. Он завораживает своею непонятной силой воздействия на человека. Он укрепляет уставшего, вдохновляет увлеченного, укрощает гневливого, успокаивает несчастного, возрождает разочарованного. Во все времена состоятельные люди увлекались собиранием картин. Крупные фирмы и банки обзаводились собственными музеями, удачно вкладывая деньги в будущие раритеты, стремясь приобрести не только солидный имидж и славу меценатов. Даже откровенно слабые работы художников через пятьдесят лет — антиквариат. Однако зачем изначально покупать слабое или не долгоживущее, дешевое, а значит в чем-то ущербное. Не долгоживущая живопись — это, может быть, даже очень замечательная работа художника, но выполненная на слабых, дешевых художественных материалах. Как определить? Как распознать качество? В этом нет особой сложности. С этим может справиться каждый, зная несколько несложных истин. Не спешите приобретать. Вежливо попросите осмотреть работу. Помните, для каждого художника его труд — детище, и, как всякий родитель, он переживает за свое чадо. Будьте корректны. Старайтесь избегать категорических суждений. Все художники тонко чувствуют эмоции и не переносят высокомерия.

Посмотрите холст на просвет, направив его на источник света. Если есть кракелюр — трещины, не покупайте. Эта работа уже разрушается. Если есть сквозные светящиеся точки, так называемое «сито», это означает, что проклейка и грунт слабы, потом их придется укреплять. Поинтересуйтесь у художника, каким холстом, проклейкой и грунтом он пользуется. Лучший холст — готовый из специального магазина. Хороши холсты из дальнего зарубежья. Так называемые «фондовские» чуть хуже. Опасны холсты сухой натяжки, они боятся сырости, также на них, делаются компьютерные копии. Если художник готовит холст сам, то важно, чтобы проклейка и грунт были на акриловой основе фабричного производства. Если автор говорит вам, что пользуется самодельным грунтом, знайте, в основу его входит органика, как правило, желатин. Пусть вас не введет в заблуждение выспренная ода художника «о рецептах старых мастеров». В прежние времена перьевые и пылевые клещи ели то, что им положено: подушки, перины, пыль. Сейчас везде синтапон и пылесосы. Поэтому эти микроскопические животные, не доступные невооруженному глазу, вполне могут поселиться в картине и за 10-20 лет съесть вкусный, с их точки зрения, холст. В органических грунтах и проклейках любят селиться плесень и грибки. Естественно такая микрофлора и фауна не прибавляет долговечности полотну. У самодельных холстов есть еще один скрытый недостаток. Если мастер не придерживался технологии, трудно предугадать последствия. Через время может начать пузыриться или отслаиваться краска, могут появиться трещины. Если визуально определить нарушение технологий подготовки холста не представляется возможным, используйте метод осязания. Проведите пучками пальцев по тыльной стороне работы. Нажим должен быть нежным и скользящим. Если вы почувствуете легкий треск, это означает, что в толще холста появились микротрещины — свидетельство о ненадежности. Такой же треск может возникнуть, если автор использовал просроченные или несовместимые художественные материалы, в том числе краску. Очень редко треск означает работу, написанную на работе или переделанную через время. В любом случае, треск ничего хорошего для сохранности живописи не означает.

Еще осмотрите подрамник — четыре планки, на которые крепится холст. Изнутри должен быть скос, т. е. визуально между холстом и планкой должен быть зазор. Если скоса нет, то на лицевой части работы со временем появится некрасивый рубец или, еще хуже, трещины. Желательно, чтобы подрамник был «музейный», на клиньях. Если работа с годами провиснет или на углах ее появятся волны, подбив клинья, неровности можно устранить. Однако, примите, пожалуйста, совет на будущее, не спешите это делать. Холст медленно перетягивается с годами, особенно активно в сухих помещениях и в условиях перепада влажности. Попробуйте сначала легко побрызгать картину с обратной стороны в местах неровностей. Произойдет эффект релаксации, а при высыхании, натяжки. При необходимости повторите увлажнение.

Особое внимание обратите на поверхность краски. Художественная работа должна быть покрыта лаком, либо глянцевым, либо матовым. Если вы видите блестящую поверхность это глянцевый лак. Если поверхность не блестит, то либо нанесен матовый лак, либо лакового покрытия нет вовсе. Отсутствие лака приводит к «потуханию» работы. Краски жухнут и темнеют. Этот процесс начинается сразу после высыхания краски и прогрессирует во времени. Этот эффект можно сравнить с нехитрым явлением, который вы наверняка наблюдали на море. Красивый камешек, извлеченный из воды, при высыхании теряет свою красоту, если же его вновь намочить он опять проявляется. Лаковое покрытие масляной живописи производит подобное действие. Кроме этого лаки выполняют функцию защитного слоя. Проникая в краску, они способствуют сохранению свежести цветов, как бы консервируя изображения на многие десятилетия. Знайте, хорошие художественные материалы стоят немалых денег. Если вам предлагают работу 50х70 см, без рамы, дешевле 500 грн., будьте осторожны.

Необходимо осмотрительно относится к работам, которые предлагают в рулонах. Это, как правило, завозной, низкопробный продукт или, еще того хуже, машинные копии.

При покупке, по возможности, советуйтесь со знающими людьми. Однако избегайте советов художников. Творческим людям трудно быть объективными. Если вы уже купили картину с изъянами или они появились позже, обратитесь к реставратору, если, конечно, работа вам нравиться.

Успешных вам покупок.

Независимый Продюсерский Центр Бойко
www.ArtBoyko.com
тел. (044) 451-7303