Лопухов
Александр

Лозовой Евгений (предыдующий по списку, 375-я позиция из 759)Список художников в алфавитном порядкеЛопухова Наталья (cледующий по списку, 377-я позиция из 759)

Вне рейтинга

Страниц: 5

Работ: 68

Лучших: 28

Известный украинский живописец, выдающийся мастер тематической картины.

Академик Академии искусств Украины, народный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, член-корреспондент Академии искусств МРСР, профессор.

1925 г. - родился 12 сентября в г. Городни Черниговской области.

1953 г. -окончил Киевский государственный художественный институт.

1953-1957 гг. - преподаватель Республиканской художественной средней школы им. Т.Г. Шевченко.

1957-1962 гг. - на творческой работе.

1962-1968 гг. - заместитель председателя правления Союза художников Украины.

1968-1973 гг. - на творческой работе.

1973 г. - возглавил мастерскую станковой живописи Киевского государственного художественного института.

1973-1985 гг. - ректор Киевского государственного художественного института, ныне - профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.

1983-1989 гг. - председатель правления Союза художников Украины.

Член Национального союза художников Украины.

Участник боевых действий Великой Отечественной войны.

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, "Заслуги Польской Народной Республики", "За мужество", отличием Президента Украины - орденом "За заслуги" III степени; медалями; Почетной Грамотой Президиум Верховного Совета УССР, Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Казахской ССР.

Где-то в 50-х годах в Киевском художественном институте проходила защита дипломных работ. Мне приглянулась картина одного из выпускников - никому еще тогда неизвестного Александра Лопухова. И дело не в том, что написана она была на популярную тогда, мало не обязательною, тематику. То было просто очень талантливо выполненное именно художественное произведение. Не студенческая работа, а кисть опытного мастера. Известный украинский искусствовед - Леонид Владич, который рецензировал дипломную работу, заметил: "На этого юношу ждет большое будущее". И не ошибся.

С каждым годом росло мастерство художника. И теперь Лопухов занимает одно с главных мест, и не только в украинском изобразительном искусстве. Внешние признаки этого - звание народного художника Украины, лауреата государственной премии им. Т. Шевченко, профессора Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (определенное время которой был и ректором), академик Академии художеств Украины. Достаточно долгое время Александр Михайлович возглавлял Национальный союз художников Украины. А внутренние - огромная, неуемная с годами творческая энергия.

Жизнь у Александра сложилась не легкая. Рос без отца. Воспитывала его мама - учительница. Когда шло становление мальчика, началась Вторая мировая война. Семнадцати лет пошел он защищать Отчизну. Александр Михайлович вспоминает: "Время, которое я пробыл на фронте, стало для меня настоящей жизненной школой, школой формирования характера. Так случилось, что меня контузило. Я частично потерял зрение, но судьба была ко мне доброжелательна. Для меня, художника, каким я мечтал стать, все могло обернуться настоящей трагедией.".

После войны, собственно, уже взрослым, Лопухов попал в среднюю художественную школу имени Тараса Шевченко в Киеве.

О своем увлечении рисованием художник рассказывает так: "Рисовал я сызмала, но не думал, что вскоре это станет моей профессией. Родился я в Городни на Черниговщине, но прожил там недолго. Мама моя была учительницей в селах. До войны ми очутились в селе Величкивци Сумской области. Как-то один мальчик принес в школу маленькие скульптуры лошадей и коров, которые вылепил из теста и покрасил чернилами. Меня это заинтересовало, и я стал рисовать цветными карандашами окружающие пейзажи. Неплохо рисовал и мой старший брат, который во время войны был в партизанском отряде и погиб. Особенно захватывался рисованием я в старших классах. Мечтал стать постановщиком кинофильмов". А мечта воплотилась в другом виде искусства. Как видим, судьба не ошиблась. И в личности Лопухова мы имеем ныне одного из самых ярких представителей украинской живописи.

Он быстро стал мастером тематической картины, портрета, пейзажа и натюрморта. Свои работы начал регулярно экспонировать на городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Много из них стали украшением музеев как на Родине, так и за границей. А началось все из того, что его диплом сразу же очутился в музее. Да еще в каком - Национальном художественном музее Украины в Киеве.

Далее вставали одно за другим бурные события нашей истории начала столетия. Что же, так на судьбе мастера отразилось время… А только тогда взялся за полотна на тему, которая давно болела ему, фронтовику, - Второй мировой войны. Эти произведения чрезвычайно правдивы: "Реквием", "Сильные духом", "Война", "Лунная соната", "Год 1945-ый", "Победа"… да разве это странно? Ведь Лопухов был не просто свидетелем этих событий, но и непосредственным их участником.

К наболевшей в душе военной темы последнее время Александр Михайлович возвращается очень редко. Его теперь интересует история вообще - прошлое нашей Украины. Обстоятельный во всем, он глубоко изучает литературу, этнографию и только потом берет в руки кисть. Так появились его картины "5 апреля 1847 года" о Тарасе Шевченко, "Восстание сиромы на Сечи", "Вольница"…

Главное место в творчестве мастера всегда занимали и занимают портреты, которые он постоянно пишет в перерывах между фундаментальными, большими полотнами. В них он старается отразить не только внешнюю схожесть изображаемого человека, но и показать его сущность, характер. Среди наилучших - изображение народных артистов, певцов Дмитрия Гнатюка и Анатолия Кочерги. Очень привлекательны его женские портреты, а особенно - народной артистки Украины Евдокии Колесник в роли Екатерины Измайловой с одноименной оперы Шостаковича, портрет жены (в молдавском костюме) - известного украинского графика Надежды Лопуховой.

Александр Лопухов, как он сам отмечает, по своей природе лирик. Эта его черта прослеживается в многочисленных пейзажах и натюрмортах. Она же стала доминантой цикла, который изображает великих композиторов. Кстати, Александр Михайлович сам играет на гитаре и прекрасно поет. Когда он работает в мастерской, то всегда слушает или нородную, или симфоническую музыку. Эта непроходимая любовь к музыке и вдохновила мастера создать композиционные портреты, собственно картины с моногероем - Николаем Лысенком, ПетромЧайковским, Людвигом ван Бетховеном, Фредериком Шопеном, Сергеем Рахманиновым. Этот цикл художник имеет намерение продолжить.

В последнее время Лопухов обратился к абсолютно новой и неожиданной для него темы - библейской. Создал полотна "Моление о чаше", "Голгофа. Распятие", "Тайная вечеря". И это не просто дань моде. Александр Михайлович отмечает, что чем далее человек становится старшим, тем чаще на мысли приходят философские размышления о жизни. А в такой тематике их легче выразить.

Но есть еще одна грань его жизни в искусстве и обществе. Сам мастер об этом говорит так: "относительно моей педагогической и общественной работы - честно говорю - нелегко… Но считаю, что это мой гражданский долг. Молодеж очень люблю и уже много лет стараюсь передать ей свои знания. Мне очень приятно, когда мои ученики достигают успехов в своем творческом труде".

И ныне, в свой юбилейный год, Александр Михайлович в рассвете творческих сил. Ведь у мастера широкие творческие планы, работает он и теперь ежедневно, это характерно для творческого человека. Когда то его учитель - выдающийся живописец Алексей Алексеевич Шовкуненко говорил: "Ни одного дня без кисти" и один из наилучших учеников старательно исполняет его наставления. Теперь Лопухов создал картину "Скифы". Думаю, что мастер еще не единожды порадует зрителя своими чудесными произведениями, о чем свидетельствует и эта выставка.

Ирина Блюмина,

кандидат искусствоведения,

заслуженный деятель искусства Украины

 Стр.: 1  2  3  4  5 
Увеличить Увеличить Увеличить
Китайская сюита (Мотив первый)
#68, холст, масло
100x150, 1986
Китайская сюита (Мотив третий)
#67, холст, масло
100x150, 1986
Китайская сюита (Мотив пятый)
#66, холст, масло
100x175, 1986
Увеличить Увеличить Увеличить
Китайская сюита (Мотив четвертый)
#65, холст, масло
100x150, 1986
Китайская сюита (Мотив второй)
#64, холст, масло
100x150, 1986
Белый натюрморт
#63, холст, масло
80x60, 1986
Увеличить Увеличить Увеличить
Калина
#62, холст, масло
100x60, 1985
На Чорной речке
#61, холст, масло
192.5x275, 1987
Коррида
#60, холст, масло
125x125, 2000
Увеличить Увеличить Увеличить
Анатолий Кочерга
#59, холст, масло
150x90, 1985
Лина Павловна
#58, холст, масло
90x90, 1992
Лето
#57, холст, масло
85x95, 1995
Увеличить Увеличить Увеличить
Цветы из сада
#56, холст, масло
70x50, 1998
В саде
#55, холст, масло
70x60, 1995
Портрет Дмитрия Гнатюка
#54, холст, масло
220x130, 1978
 Стр.: 1  2  3  4  5 
Сортировать по: названию  году  материалам
Порядок сортировки: возрастающий  убывающий
Рядов на одной странице:  5  10 50 100